Несмотря на итоги Парижского (2019) саммита "нормандской четверки", министр иностранных дел Украины полагает неуместным выполнение минских обязательств Украиной.
Иначе невозможно расценивать его высказывание: "Если в 2020 году на оккупированных территориях не состоятся выборы, или процесс разведения войск продлится слишком долго, тогда нужно рассматривать возможные альтернативы "Минску".
Напомню, именно Зеленский на саммите 2019 года отказался от разведения сил и средств по всей линии соприкосновения как стратегической задачи, поставленной ещё на саммите 2016 года, параллельно с шагами в политической плоскости как приоритетной для мирного урегулирования конфликта на Донбассе.
В то же время Пристайко с маниакальным упорством проводит тезис о выборах на Донбассе в 2020 году (попытка "синхронизации" с выборами местного самоуправления на Украине), что полностью противоречит обязательствам Украины по "формуле Штайнмайера", подписанной полномочным представителем Киева в Минске.
Однако вернёмся к итогам Парижского саммита "нормандского формата". Согласно принятым там решениям и направленным Минской Контактной группе поручениям, Украина прежде всего должна согласовать с Донбассом все правовые аспекты особого статуса для обеспечения его функционирования на постоянной основе в соответствии с Минским Комплексом мер, закреплённым резолюцией 2202 (2015) Совета Безопасности ООН. Напомню, что к таковым относится разблокирование закона об особом статусе, разработка законодательных и нормативных актов и соглашений, вытекающих из данного закона (то есть постоянного законодательства об особом статусе), а также закрепление особого статуса в Конституции.
Только после выполнения всех этих шагов возможно проведение местных выборов в Донбассе.
В качестве первого шага Киев обязан имплементировать "формулу Штайнмайера" (которая определяет порядок вступления в силу закона об особом статусе на постоянной основе) в украинское законодательство в точности в том виде, как она была согласована и подписана в Минске.
Кстати, данная формула определяет, что местные выборы в Донбассе будут внеочередными и будут проводиться по отдельному специальному закону. Так что рассуждения господина Пристайко о проведении таких выборов параллельно с местными выборами на Украине лишены оснований.
Более того, никакие законопроекты, связанные с выполнением своих обязательств, Киев нам в Минске для согласования не представил, тем самым нарушив одно из фундаментальных требований, закреплённых в Минских соглашениях.
Аналогичным образом Киев затягивает работу и по согласованию в Контактной группе трёх новых участков разведения, на что с трудом согласился Зеленский, категорически отказавшись разводить войска по всей линии соприкосновения.
На заседании в Минске 18 декабря 2019 года представители ЛНР и ДНР в Контактной группе внесли по три перспективных участка для обсуждения. Эти предложения украинская сторона проигнорировала и свои предложения вносить тоже не стала, чем сорвала реализацию рекомендаций саммита "нормандской" четверки уже на первом после саммита заседании.
В этой связи главе МИД Украины следовало бы не заниматься демагогией о возможной "альтернативе" Минским соглашениям, а следить за выполнением украинских обязательств по ним.
Напомню, что Минские соглашения - это уже компромисс и весьма значительный. Мы пошли на него только потому, что хотим мира на нашей земле. Единственная возможная "альтернатива" - обострение конфликта. Мы не хотим такого развития событий, поэтому мы скрупулезно выполняем взятые на себя обязательства.
Украина же шестой год изворачивается и ищет, как уклониться от этого.
Министр иностранных дел ЛНР,
уполномоченный представитель ЛНР на Минских переговорах
Владислав Дейнего