Музей истории города Первомайска продолжает тематический экскурс «Из бабушкиного сундучка» и сегодня мы расскажем о головных уборах и верхней одежде женщин на Руси.
Русские женщины особенно любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички (кики) надевали платок — убрус. Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в форме лопатки или рогов. Рогатую кичку также надевали после рождения первенца, как символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок. Верхняя женская одежда мало отличалась от мужской, кроилась одинаково, но женская одежда запахивалась на левую сторону, а мужская - на правую. Вторым различием было то, что у мужской одежды был стоячий воротник, или ворот, а у женской воротника не было. Кроме того - женская одежда могла украшаться вышивками и аппликациями. Как женская, так и мужская весенне-осенняя одежда обычно шилась из домотканой ткани, называемой понитком. Верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна, так и называлась «поняток», в разных областях имела название – шушпан, шушун, душегрея и т.д. Как правило, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застёжкой на груди из нескольких крючков или пуговиц. Спинка была не отрезной, прямой, а с боков внизу, от талии, вшивались один, или несколько клиньев.
С середины XIX века среди крестьян стала распространяться отрезная по талии одежда с выкройной спинкой и частыми складками сзади, которые назывались борами. Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой также была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченная мехом и кафтан.
Шубы шили из дублёных и прокрашенных овчин. Красили их обычно в чёрный, или красный цвета. Женские шубы украшались аппликациями из лент, кожи и кусочков ткани. Иногда овчины могли быть и некрашеными. Такие белые шубы были распространены в станицах на Верхнем Дону. Но наиболее престижным было иметь шубу "крытую", то есть, овчина сверху покрывалась тканью. Обычно это было покупное сукно, но состоятельные крестьяне и казаки могли покрывать шубы атласом, бархатом, штофом. В местах, где бытовало смешанное население – малороссийское или белорусское, бытовали кобеняки - род пальто с капюшоном - кобенем. Кобеняку обычно надевали в дорогу.
Кафтан - это одежда с выкройной спинкой, подрезная по талии, плотно прилегающая к телу. К этому типу относились чекмень, казакин, сибирка, зипун. Кафтаны были короткие и длинные. В некоторых губерниях для их названия сохранилось старинное общеславянское слово "свита" или «кожух».
Цвет верхней одежды напрямую зависел от породы разводимых овец. Но чаще всего пряжу красили в чёрный, или синий цвета.
Если горничную одежду - сарафаны, рубахи, штаны и понёвы - крестьянки шили сами, то изготовлением верхней одежды, в основном, занимались особые артели кустарей. Обычно пошив шубы стоил от 2 до 5 рублей, кафтана - от полутора до двух рублей.
Отличительной чертой русского национального костюма является его многослойность, так называемый стиль «капусты». Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: повседневный костюм включал в себя всего семь предметов, а праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивали достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их понемногу начала вытеснять городская мода.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
В следующем экскурсе мы продолжим знакомить вас с элементами мужского национального костюма, некоторые из которых представлены в музее истории города Первомайска.
Администрация музея истории города Первомайска