Муниципальное образование
городской округ город Первомайск
Луганской Народной Республики

«Русская национальная одежда»

09 ноябрь 2021г.    171

Музей истории города Первомайска продолжает тематический экскурс «Из бабушкиного сундучка».

Сегодня, как и обещали, мы расскажем  о национальной  одежде  наших предков. Русская традиционная одежда начала формироваться  на основе элементов костюма древних русов — жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа-земледельца. Традиционный костюм, распространенный на обширной территории России, достаточно разнообразен, особенно женский.

На национальный костюм, его покрой, орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе. О национальной одежде приходится судить лишь по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история, которая берёт своё начало с V века. Русский народный костюм – это источник творчества, объект материальной и духовной культуры народа. Основными частями женского народного костюма были рубаха, фартук, сарафан, понёва, шушпан.

Женская рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая, холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. В южных губерниях женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную или плотно вышитую красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнять. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник (фартук), закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край фартука оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид.

Холщевые белые рубахи и фартуки носили с сарафанами и понёвами. Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили, в основном, из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Понёва (мешковатая юбка) — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понёва состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего понёву шили из полушерстяной ткани в клетку или полоску.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Важным элементом одежды был пояс, который подпоясывал женскую рубашку. Существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак (широкий пояс) мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку (разновидность пояса) с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства» - М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма».

В следующем экскурсе мы продолжим знакомить вас с элементами женского и мужского национальных костюмов, некоторые элементы которых представлены в музее истории города Первомайска.

 

Администрация музея истории города Первомайска



Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!