Музей истории города Первомайска продолжает тематический экскурс «Из бабушкиного сундучка», сегодня речь пойдет об одежде.
Сберечь традицию отцов в одежде,
Эстетику души и колорит...
Гармонию постичь в убранстве прежнем –
Поэзия костюма покорит! ...
Л. Питателева
История всегда вызывала огромный интерес у общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа в контексте развития культуры всего человечества.
Её история возникновения уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества.
Одежда прошла длительный и сложный путь, который условно можно разделить на несколько периодов развития конструкции одежды.
- Первый период — это развитие прототипов одежды (шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений и т. п.). Он длился несколько сотен тысяч лет — примерно до V тысячелетия до н. э., и использовался для защиты тела от холода. Постепенно человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.
- Для второго периода развития одежды, длившегося более пяти тысячелетий, характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани прямоугольной или овальной формы. Драпированная одежда из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей получила первоначальное развитие в районах земного шара с мягким теплым климатом. Примером является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии она сохранилась до сих пор в национальном женском костюме. Драпированная одежда имела уже не только защитную, но и эстетическую функцию.
III. Начало третьего периода характеризуется появлением кроеной одежды. Этот период относят к IX в. Сначала одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека.
Наиболее древний вид одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, римская туника. Этот вид одежды существует до сих пор у народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в средневековой Руси (рубаха, некоторые типы сарафана).
В средневековой Руси одежду называли «порты», или «пор-тище», а мастеров, изготовлявших одежду, «портными». Только в начале XVIв. появилось новое слово «платье», постепенно вытеснившее старое название одежды. Однако слово «портной» прочно вошло в русский язык.
Следует отметить, что рукава долгое время были самостоятельным предметом одежды; штанины также надевали на каждую ногу отдельно. Примерно в XIIIв. появилась одежда с вшивными рукавами, в XIVв. — распашная одежда и воротники, а в XVIIв. — одежда с карманами.
Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникло стремление обосновать ее покрой.
По свидетельству журнала «Искусство портного» (1908, № 1), первую систему кройки изобрел француз Мишель в 1818г., назвав ее системой трети. До появления систем кройки одежду кроили только по «патронам», которые являлись семейным достоянием (отец как тайну передавал их сыну). Мерки снимали лишь для того, чтобы определить длину и ширину одежды.
Введение в портновское ремесло в последней четверти XIX столетия швейных машин привело к повышению производительности труда и усложнению форм деталей кроя одежды, которая стала очень напоминать современную.
IV период. Специфику одежды XXв. определяет прежде всего переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла. Характерными особенностями XXв. является рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды.
В 1928 г. Габриэль Шанель впервые ввела в женскую моду костюм типа мужского. В 30-х годах во всем мире растет массовое производство одежды. В годы второй мировой войны силуэт одежды как бы военизировался. Уже в послевоенные годы форма женской одежды претерпела большие изменения. Четко выделились и сохранились при всех изменениях моды два основных стиля: спортивно-деловой и женственный (элегантный). Во второй половине 60-х годов в женской одежде особенно модным был полуприлегающий силуэт.
Направление моды второй половины 70-х и начала 80-х годов в женской одежде характеризовалось объемными свободными формами со складками, сборками, буфами и заметным удлинением одежды. Конец 80-х годов вновь ознаменовался переходом к небольшим по объемам геометрическим формам одежды.
Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.
Русская традиционная одежда начала формироваться на основе элементов костюма древних русов — жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов.
Об этом мы расскажем в следующем экскурсе «Из бабушкиного сундучка».
Администрация музея истории города Первомайска