Муниципальное образование
городской округ город Первомайск
Луганской Народной Республики

«Ах ты, прялка, моя прялица!»

15 апрель 2021г.    145

Музей истории города Первомайска продолжает тематический экскурс

«Экспонаты из амбара»

 "В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней"
….

А. С. Пушкин

 Прялка – предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Она пришла к нам из далекой древности. Предполагается, что прялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. Впервые о самопрялках стало известно в 15 веке, широкое распространение в России она получила в 18 веке. Точное время появления их на Руси не установлено, но в конце 17 века они уже существовали. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.

Прялка была раньше в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна.

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке (из Толкового словаря В.Даля) полностью описывает из чего она была сделана.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России.

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Многие прялки, в добавление к росписям, содержали дарственные надписи "Кого люблю - тому дарю", поучения "Пряди, прялку береги, за отца Бога моли". Или вот такое "Пряди, моя пряха, пряди не ленись" или тут же можно было прочесть лукавый ответ "Я бы рада прясть, лишь бы в гости звали".

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхи, скрашивал бесконечный монотонный труд.

Длинными, зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи, а чтобы не скучать, пряхи собирались  вместе, переходя из дома в дом. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Девушки пряли и рассказывали новости, сказки, смешные истории, шутили, иногда запевали песни.  Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.

В словаре В.Даля прясть – означает «крутить нить из волокон, тянуть и сучить нитку; вить, свивать волокна из льна, пеньки, хлопка, шерсти, шёлка».

Это ремесло стало символом женского трудолюбия. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи.

Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения, был весьма важен практический результат – девушка должна была приготовить себе приданное, женщина – одеть семью. Это был исконно женский труд, поэтому девочки в старину начинали прясть уже с шести – восьми лет

Узнавать что – то новое – это интересно! А знакомиться с незнакомым и неизведанным  - вдвойне интересно! Ведь предметы старины могут много рассказать о жизни наших прабабушек и прадедушек, об их труде и быте.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся ныне в музеях, ни одна не повторяет другую.  Ведь каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Мы приглашаем всех жителей и гостей города посетить музей истории города Первомайска, чтобы ознакомиться с историей и культурой народного быта конца 19 – начала 20 века в выставочном зале «Светлица».

 

ГУ ЛНР «МИГП»



Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!