21 января т.г., к 350 – летию со дня выхода всемирно известной комедии «Мещанин во дворянстве» Жана Батиста Поклена – французского драматурга, создававшего комедии под театральным псевдонимом Мольер, сотрудниками Центральной библиотеки города Первомайска в читальном зале библиотеки для детей была оформлена книжная полка, посвященная юбилейной дате.
Необходимо сказать, что биография Мольера наполнена стремительными взлетами и падениями. Он родился 15 января 1622 года в Париже. Его отец – камердинер Людовика XIII. Мать умерла от туберкулеза, когда мальчику было десять лет.
В детстве Жан Батист Поклен обучался в престижной иезуитской школе. Здесь мальчик хорошо выучил латынь. Поэтому он мог свободно читать произведения римских авторов. В 1639 году юноша успешно сдал экзамен и приобрел звание лиценциата прав.
Юридическая карьера не привлекала юношу. Поэтому он решил стать актером. В 21-летнем возрасте Мольер уже возглавлял «Блистательный театр». Новая парижская труппа не смогла конкурировать с популярными творческими группами актеров, поэтому Мольер вместе с друзьями примкнул к бродячим комедиантам.
Мольер скитался по французской провинции 13 лет. За это время он получил огромный творческий опыт. В 1645 году труппу комедиантов возглавил Дюфрен, а через пять лет – Мольер. К пьесам данного периода относится «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь». Когда Мольер сочинил комедии в стихах «Шалый, или Все невпопад» и «Любовная досада», популярность труппы возросла. В 1658 году актеров пригласили в Париж.
В этом же году труппа дебютировала в Луврском дворце. При этом присутствовал король Людовик XIV. Ему понравилась комедия «Влюбленный доктор». Король предложил актерам играть в придворном театре Пти-Бурбон. В 1661 году труппа перешла в Пале-Рояль. Здесь актеры работали до смерти комедиографа.
В 1662 году Мольер женился на девушке, младше его на 20 лет. Супруга комедиографа, Арманда Бежар, была французской актрисой. У драматурга родилось трое детей.
Мольер – автор произведений, подаривших ему литературное бессмертие. К ним относится «Школа мужей» и «Школа жен». В этих произведениях раскрывается тема любви и устроения семьи. Известной пьесой Мольера является «Версальский экспромт». В ней актеры играют самих себя и подвергают жесткой критике театр Бургундский отель.
К известным произведениям драматурга относится «Господин де Пурсоньяк», «Любовь-целительница», «Мелисерта», «Блистательные любовники». Отдельного внимания заслуживает пьеса «Тартюф, или Обманщик». Она до сегодняшних дней сохраняется в репертуаре театров. Нельзя не упомянуть пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир». Ее впервые представили в театре Пале-Рояль в 1665 году.
«Мизантроп» - еще одно произведение талантливого драматурга. Это комедия, в которой ощущается глубокий психологический анализ чувств. Она получилась слишком серьезной. Поэтому комедиограф присоединил к пьесе фарс «Лекарь поневоле».
В последние годы жизни смертельно больной драматург написал комедию «Мнимый больной». Во время ее представления Мольер плохо себя почувствовал, поэтому спектакль завершился досрочно. Актера перенесли домой. Там он умер через пару часов. Это случилось 17 февраля 1673 года в Париже. Архиепископ запретил хоронить нераскаявшегося грешника. По указу короля запрет был отменен. Мольера похоронили в темное время суток за оградой парижского кладбища Пер-Лашез.
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек. Но ему этого мало, желает стать дворянином, приобрести титул, он хочет быть значимым в обществе, быть выше остальных людей.
В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать, одеваться подобно светским людям и наряжать своих слуг в ливреи.
Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой». Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян разрушает гармоничный семейный порядок. Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на желании во что бы то ни стало выглядеть дворянином (учитель музыки говорит, что Журден ничего не смыслит в искусстве, а его эстетический вкус «находится в его кошельке»). Учителя льстят Журдену почем зря, лишь бы приохотить «ученика» к своим урокам.
В уста Клеонта автор вкладывает основную идею пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянские звания, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо сулило родиться на свет, блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».
Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим. Журдену не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие подыгрывают герою, преследуя свои меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее служанка в конце концов понимают, что «игру» Журдена достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Журдена, которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Журден становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана». Этот хитрый план придуман озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа.
Журден, заставляя своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.
Неуклюжий буржуа Журден, примеряющий на себе этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающим и лишенный творческого духа образ жизни буржуазии, и жеманный стиль аристократического поведения.
Но темой безосновательных социальных претензий содержание пьесы не исчерпывается. Наряду с ней звучит тема трогательной и вызывающей сочувствие тяги к миру иных ценностей.
Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Журден упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх» . Ключевая фраза героя звучит так: «...я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой» . Открытие, сделанное Журденом, изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец, в отличие от своего окружения, оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах.
«Жан Батист Мольер – создатель подлинной комедии, исполненной жизнерадостной веселости и вместе с тем мудрости и любви к людям и этим открыл новую страницу в истории не только французского, но и мирового театра», - отметила создатель мини-выставки, библиотекарь Ольга Довгая.
Дорогие читатели! Приглашаем вас посетить нашу библиотеку и ознакомиться с литературой, представленной на выставке. Всегда рады видеть вас в нашей библиотеке по адресу: ул. Свердлова, 18 с воскресенья по пятницу с 9.00 до 16.00 без перерыва, суббота – выходной.
Мы ждём вас, земляки!
ГУ ЛНР «Центральная библиотека города Первомайска»