Муниципальное образование
городской округ город Первомайск
Луганской Народной Республики

«ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ БИБЛИОТЕКА?»

12 июнь 2020г.    279

К предстоящему юбилею Центральной библиотеки города Первомайска и с целью изучения читательского спроса сотрудниками библиотеки был проведен социологический опрос  среди пользователей на тему «Что значит для меня библиотека?»

Чтение  различных категорий населения, особенно молодежи – актуальная проблема, которой придается государственное значение. В современных условиях  библиотека не должна быть просто вместилищем информации. Библиотека должна быть открытой, ориентируя свою работу прежде всего на пользователя и учитывая интересы и потребности пользователя. Но для того чтобы учитывать интересы и потребности разных категорий населения, в первую очередь, молодых читателей, нужно прежде всего знать эти потребности и интересы.

Результаты наблюдений сотрудников библиотеки говорят о том, что характеристики чтения детей, подростков и молодежи постоянно меняются. Проведенные опросы  последних лет показывают: интерес к чтению книг, к сожалению, падает. Меняется и мотивация чтения: чтение для удовольствия и развития сегодня значительно уступает деловому чтению с целью освоения учебных программ. Значительную часть чтения молодежи в последние годы составляет чтение в сети Интернет.

Мы не беремся оценивать и судить – хорошо это или плохо, но считаем, что исключение книги, печатного издания из повседневной жизни обедняет духовную жизнь человека.

Библиотекари  проводили опрос  во время ознакомительных бесед при записи в библиотеку и среди наших пользователей  среди детей младшего школьного возраста и молодежи – от 15 до 24 лет. Это  учащиеся старшего школьного возраста, колледжа, работающей и неработающей молодежи, среди своих знакомых, соседей, коллег, друзей.  Опрос проводился методом случайной выборки, в разное время, в основном, до наступления карантина. Сейчас наши библиотекари обобщили эти довольно интересные сведения, которые мы и предоставляем вашему вниманию.

Испытывает ли современная молодежь радость чтения? Что читают молодые люди? Что и зачем они хотят читать? Чтобы вести работу по продвижению чтения, влиять на читателя и его читательские интересы, необходимо знать ответы на все эти вопросы.

Предмет исследования – читательские интересы молодых людей.

«Как часто Вы посещаете библиотеку?» – спросили мы у читателей. Посещаемость можно определить по читательским формулярам, но нам было важно, чтобы читатель сам ответил на этот вопрос, показав, как он определяет частоту своего общения с библиотекой. Ответы показали, что большинство опрошенных посещают библиотеку «по мере необходимости».

Вопрос «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» был важен для нас не только потому, что мы хотели определить место чтения в досуге молодых людей, но и потому, что мы хотели узнать, какие формы организации досуга и просветительских мероприятий будут наиболее благосклонно восприняты молодыми людьми. Результат опроса получился не совсем ожидаемым. Вопреки ожиданиям, ответ «за компьютером» занял лишь пятое место; на четвертом месте – прослушивание музыки; на третьем месте – чтение книг и журналов; на первом – общение с друзьями. Большой процент респондентов, назвавших чтение обычным проведением своего свободного времени, радует, но не удивляет – ведь мы опрашивали читателей библиотеки.

Ответ на вопрос «Из каких источников Вы предпочитаете брать информацию?» ожидаем: большинство респондентов ответили, что из Интернета и книг.

На вопросы «Чтение для Вас – это…»  и «С какой целью Вы читаете книги?» большинство опрошенных ответили, что читают для удовольствия, отдыха, развлечения; ответы «труд (задание по учебе)» - на втором месте. Это говорит о том, что досуговое чтение среди читателей библиотеки преобладает.

Большинство респондентов на вопрос «Произведения какой тематики Вам нравятся?» предпочли ответить: детективы и приключения.

Подавляющее большинство учащихся дали ответ «Нет» на вопрос «Любите ли Вы читать стихи?» 

Ключевыми вопросами анкеты были вопросы, ответы на которые определяют источник сведений о книгах и определяют роль библиотекаря в процессе выбора книг для чтения. Как ни печально, но библиотекарь как советчик оказался на последнем месте – только 4% респондентов спрашивают, что почитать – у библиотекаря. Большая часть опрошенных читателей выбирают книги случайно, таких – 38%. Значительная часть – 30% – прислушивается к советам друзей. 25% респондентов – ориентируются на фамилию автора, то есть выбирают то, что уже известно по личному опыту или просто «на слуху». Есть «тщеславные» читатели, их 14% от числа опрошенных, они читают книги, которые сейчас в моде. Для 20% респондентов источником сведений о книгах стал Интернет. 

«Интересует ли Вас творчество авторов ближнего и дальнего зарубежья? Если да, напишите, каких именно авторов», «Есть ли у Вас любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие»,  «Можете ли Вы назвать современных авторов, книги которых Вам нравятся? Если да, напишите, пожалуйста, их имена», «Есть ли у Вас любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая», «Можете ли Вы назвать книгу, которую прочитали за последнее время. Если да, напишите, пожалуйста, ее название с указанием автора», «Какую книгу Вы бы посоветовали прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?», - вот такие вопросы о художественной литературе мы задавали читателям, и взрослым, и молодежи  во время бесед. Ответили на них не все, но ответы были очень разнообразны и интересны.

Оказывается, наши взрослые читатели и пользователи очень хотели бы прочитать следующие книги: Е.Озеровой «Любовный пасьянс», А.Воронина «Слепой против маньяка», П.Санаева «Похороните меня за плинтусом», Лопе де Вега «Собака на сене», Милорада Павича «Ящик для письменных принадлежностей», Э.Вильде «Ходоки из Ания», Лиона Фейхвангера «Сыновья», и «Настанет день», Э.Вернера «Проклят и прощен», Т.Мора «Утопия», А.Куприна «На переломе (кадеты)», Л.Габышева «Одлян или Воздух свободы», В.Шехтмана «Рассказы о Карацупе», Ю.Никитина «Трое из леса», Д.Кэмпбелла «Власть мифа», Аристофана «Лисистрата», Э.Триоле «Анна-Мария», В.Пикуля  «Реквием каравану РО-17», У.Эко «Маятник Фуко» и «Пражское кладбище», В.Кондратьева «Сашка», К.Воробьева «Убиты под Москвой». К сожалению, произведения указанных авторов в  нашей библиотеке отсутствуют.

Также наших читателей интересует  литература на правовую тематику, особенно нормативная правовая и законодательная база Луганской Народной Республики и Российской Федерации,  произведения  российских авторов – В.Прилепина, Шаргунова и др. о  вооруженном конфликте на Донбассе 2014 г., справочная литература, в частности, орфографический словарь  имен,  вопросы бухгалтерского  учета и аудита, современная педагогика и психология, а также литература из серии «Сад. Огород», «Шьем сами», «Как стать красивой. Стрижки. Прически. Макияж» и др.

Детская читательская аудитория и юношество  назвали среди любимых или пользующихся особой популярностью   следующие произведения:  В.Набокова «Аня в Стране чудес», М.Цветаевой «Сказки матери», В.Голявкина  «Наши с Вовкой разговоры», С.Прокофьева «Ученик-волшебник», Ю.Коваля  «Чистый двор» и «Самая легкая лодка в мире», Ю.Казаков «Тихое утро», Е.Носова «»Кукла» и «Живое пламя», Е.Шварца «Обыкновенное чудо», Т.Янсона «Маленькие Тролли и большое наводнение», А.Усачева «Рождение Мурзилки», Н.Чубаровой  «Софья и волшебный медальон», Д.Сабитова «Цирк в шкатулке»,  «Рассказы» детских авторов Н.Носова  и В.Драгунского, К.Булычев «Камень-Ребус», Ю.Кузнецова «Выдуманный жучок», Э.Хантера  «Опасная тропа»,  «Полночь» и «Восход Луны», Ю.Коваль «Приключенря Васи Куролесова», Фаул Артемис «Код вечности»,  М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы», Э.Веркин «Друг -Апрель», «Облачный полк», «Кусатель ворон», Э.Смелик «Серая    мышь для Королевы».

Также наши юные читатели  отдают предпочтения при выборе любимых книг литературе в стиле фэнтези,  романам для    девочек, книгам о животных и    богато иллюстрированным книгам детских классиков: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Э.Успенского, Н.Носова и др.

Не единожды ребятами названы зарубежные авторы: Т. Пратчетт, Э.М. Ремарк, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др. Молодые люди читают классику, философскую прозу, любовные романы, фантастику. На вопрос о любимом писателе ответили большинство опрошенных читателей – 74%. В анкетах звучали имена от классики до современности, как имена российских авторов, так и зарубежных: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.А. Булгаков, Б.Л. Васильев, Дж.Г. Байрон, Ж. Верн, Дж. Сэлинджер, Т.Б. Серебряная, Б. Акунин и др. Любимого современного автора смогли назвать 62% опрошенных. Однако разнообразие имен свидетельствует о том, что молодежь в определенной своей части все-таки знает и читает современных авторов. В числе любимых оказались: А Гавальда, Т.Б. Серебряная, В.О. Пелевин, В.В. Ерофеев, Д.О. Силов и др. 

То же самое касается любимых книг. Большинство  респондентов согласились с тем, что у них есть любимая книга. Не все, правда, назвали ее. Но среди названных книг фигурируют: А.С. Пушкин «Дубровский», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», О.А. Григорьева «Берсерк», Б. Акунин «Турецкий гамбит», Ж. Верн «Таинственный остров», Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» и др.  

Среди книг, прочитанных за последнее время, как и ожидалось, преимущественно названы произведения, изучаемые по школьной и вузовской программам: А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Л. Васильев «В списках не значился», Дж. Лондон «Мартин Иден», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», «Три товарища». На этот вопрос получен, например, и курьезный ответ: один читатель назвал последней прочитанной книгой «Общую биологию». Однако упоминаются имена  и книги современных авторов, например, таких как «Снег» О. Памука, известного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, произведения П. Коэльо – знаменитого бразильского поэта и писателя, автора многих бестселлеров, роман «Поколение П» В.О. Пелевина – популярного российского писателя.

На вопрос о чтении литературно-художественных журналов 94% опрошенных читателей ответили отрицательно. точки зрения тематики газет и журналов молодежь предпочитает в первую очередь следующие темы: об автомобилях, охоте, рыбалке; о спорте; о путешествиях; о бизнесе, финансах. 

Как показал социологический опрос, большинство респондентов не имеют любимых журналов.

И наконец, интересно было узнать мнение молодежи по поводу того, кто, на их взгляд, больше всего любит читать. Ответы: возраст не влияет на чтение – 64%, читают в основном люди среднего возраста – 14%, больше всего читают пожилые люди – 20%. И только 2% опрошенных читателей выбрал ответ «мои сверстники». Если учесть, что именно молодежь, сверстники – обучаются в различных учебных заведениях и постоянно вынуждены читать, осваивая учебные программы, ясно, что под «чтением» респонденты подразумевают именно чтение «для души», для развлечения и саморазвития. 

В целом по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: происходит процесс изменения отношения молодежи к чтению в целом, меняется отношение к книге, появляются другие источники информации, усложнилась структура молодежного досуга. Более продолжительным и разнообразным становится общение. Чтение молодежи отчетливо подразделяется на досуговое (для отдыха, удовольствия) и деловое (для учебы). Читают книги разные. Более половины опрошенных респондентов знают и читают современных авторов и делают это ради удовольствия и развлечения. Так что выражение «радость чтения» оказывается вполне применимо к молодым читателям.

На вопрос «Какую книгу Ваши ученики посоветовали бы прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?» сотрудники Центральной библиотеки города Первомайска  рекомендуют молодежи и юношеству  книги следующих авторов:

Г. Белых «Республика ШКИД» (интересные судьбы, поступки), А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» (торжество справедливости в финале и наказание злодея), В.Д. Иванов «Русь изначальная» (интересны исторические события), Ю.И. Коваль «Недопёсок» (главный герой – песец, который осуществляет свою мечту), В.В. Быков «Дожить до рассвета» (книга поможет задуматься о ценностях человеческой жизни), Г.П. Климов «Князь мира сего» (другой взгляд на историю советского государства), П.В. Санаев «Похороните меня за плинтусом» (доступным языком описаны проблемы современного общества), В.М. Роньшин «Тайна танцующей коровы» (детектив с очень захватывающим сюжетом), А.Д. Иванов и А.В. Устинова «Загадка закрытого люка», А.В. Богатырев «Ведро незабудок» (книга о жизни разных людей, единых верой и духом), Ж. Верн «20 000 лье под водой» (описание помещений, рыб, приборов), Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» (интересные и поучительные), Дж. Оруэлл «1984» (важно не совершать ошибок прошлого, чтобы не разрушился хрупкий мир), К.С. Льюис «Хроники Нарни», Дж. Браун «Ангелы и демоны» (захватывающий сюжет, противостояние науки и религии), Л. Оливер «Прежде чем я упаду» (книга учит жить сегодняшним днем, при этом думать не только о себе), С. Майер «Сумерки», «Гостья» (любовь и верность в сочетании с фантастикой), Дж. Дэшнер «Бегущий по лабиринту» (фантастика, триллер, приключение), Дж. Грин «Виноваты звезды», Д.Р. Сабитова «Где нет зимы» и др.  

 

Дорогие ребята! Уважаемые первомайцы, наши постоянные пользователи! Ждем вас всегда в нашем Храме Книги, который  возобновил свою работу с 12 июня т.г. Мы очень рады видеть вас!

                                             ГУ ЛНР «Центральная библиотека города Первомайска»



Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!