Сокрытие несчастных случаев на производстве остается весьма распространенным явлением. Нередко в этом содействуют и пострадавшие работники. Эксперты отрасли выявили основные причины, почему работодатели пытаются уклониться от расследования несчастного случая, происшедшего на их предприятиях.
Чаще всего работодатели опасаются штрафных санкций со стороны надзорных органов, прежде всего, Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики (далее – Госгорпромнадзора). При тяжелом или смертельном случае на производстве в комиссию по расследованию необходимо включать инспектора Госгорпромнадзора, который может не только оштрафовать за выявленные нарушения, но и выдать предписания по устранению, а эти мероприятия могут оказаться довольно затратными.
Также должностные лица опасаются попасть под уголовную ответственность, предусмотренную ст. 155 Уголовного кодекса ЛНР «Нарушение требований охраны труда. Согласно положений данной статьи УК ЛНР соответствующее наказание могут понести как руководители предприятий, так и специалисты среднего руководящего звена. В тоже время, попытка скрыть факт гибели работника или получения им тяжелых травм, наоборот увеличивает внимание правоохранителей к руководству предприятия, а значит и увеличивает риск их обвинения в нарушении требований охраны труда.
Многих работодателей от проведения расследования останавливает необходимость сбора большого числа документов. Часто они либо отсутствуют, либо находятся в разрозненных подразделениях. А иногда руководство предприятий просто считает «необоснованными» затраты временных и человеческих ресурсов на оформление всех необходимых бумаг.
Во многих случаях сами пострадавшие поддерживают работодателей в их желании скрыть происшествие. Особенно это касается работников, получающих минимальное пособие по временной нетрудоспособности вследствие небольшого стажа работы или маленькой официальной заработной платы. Как правило, работники плохо разбираются в порядке назначения и осуществления выплат по несчастным случаям, а также надеются на получение неофициальной компенсации от работодателя. Поэтому они соглашаются с предложением руководства не афишировать происшествие и не сообщать в уполномоченные органы.
Однако, такие договоренности часто оборачиваются большими неприятностями и для работника, и для его работодателя. Многие травмы, в том числе небольшой тяжести, могут привести в дальнейшем к серьезному ухудшению здоровья. Для лечения может потребоваться значительная денежная сумма, но Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ЛНР не может её покрыть, т.к. несчастный случай не был оформлен должным образом. Таким образом, социальные гарантии работника нарушены. Результатом этого – многочисленные обращения пострадавшего в различные инстанции, которые становятся поводом для проведения проверок, результат которых практически всегда один – штрафы.
В некоторых случаях даже выплата «неофициальной» компенсации не является гарантией, что работник не потребует проведения расследования происшедшего с ним несчастного случая. Это может произойти в любой момент т.к. срока давности по данной категории дел нет. Так, согласно п.6.5. «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, и о формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждённого постановлением Совмина ЛНР от 17.01.2017г. №25/17 (с изменениями согласно постановлений Совмина ЛНР от 23.10.2018г. №663/18 и от 14.05.2019г. №260/19) Госгорпромнадзор, как исполнительный орган государственной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности и охраны труда, при выявлении скрытого несчастного случая имеет право потребовать назначить проведение его расследования (дополнительного расследования) в соответствии с требованиями настоящего Положения независимо от срока давности путем выдачи соответствующего предписания, обязательного для выполнения работодателем. Данное расследование (дополнительное расследование) проводится с привлечением представителей отраслевого профсоюзного органа и территориальным отделением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ЛНР по месту регистрации работодателя в качестве страхователя. По результатам расследования составляются акты по установленной форме.
Некоторые работодатели умышленно уничтожают документы, считая, что их отсутствие не позволит выявить несчастный случай или установить его причины. Но такие документы должны храниться 45 лет, поэтому их отсутствие уже повод привлечь предприятие к ответственности. Расследование же может проводиться и по свидетельским показаниям, с использованием документов других ведомств, например, медицинских учреждений, куда обращался пострадавший.
Еще одним вариантом избежать необходимости расследования НС становится игнорирование обязанности передать извещение о несчастном случае по инстанциям (в соответствии с «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и о формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев», утвержденного постановлением Совмина ЛНР от 17.01.2017г. №25/17, с изменениями внесенными постановлением Совмина ЛНР от 23.10.2018г. №663/18) . Работодатели забывают, что если к пострадавшему вызывалась скорая помощь или он обращался в медицинское учреждение за оказанием первой помощи, то информация будет передана во все соответствующие инстанции согласно вышеуказанного Положения. Поэтому такая попытка скрыть несчастный случай оборачивается дополнительным вниманием к предприятию со стороны надзорных ведомств, причем штрафные санкции уже гарантированы за сам факт неисполнения обязанностей при несчастном случае.
Практика показывает, что большинство попыток скрыть несчастный случай на производстве, в надежде избежать лишних проблем, дает прямо противоположный эффект. Работодатель несет еще большую ответственность за свои неправомерные действия, причем даже в ситуациях, где виноват в происшествии только сам работник. Госгорпромнадзор и органы прокуратуры имеют достаточно эффективные механизмы по выявлению подобных нарушений и в сочетании с повышением общей правовой грамотности работников – это ставит работодателей перед необходимостью выполнять все требования трудового законодательства по расследованию производственного травматизма.
Для составления статьи были использованы материалы сайта https://ohranatruda.ru