Депутаты Народного Совета ЛНР в ходе пленарного заседания рассмотрели в первом и втором чтениях и приняли закон «О внесении изменений в статьи 111 и 112 Уголовно-процессуального кодекса Луганской Народной Республики».
Председатель парламентского комитета по вопросам государственной безопасности и обороны, работы правоохранительных органов и судебной системы, законности, защиты прав и свобод человека и гражданина Олег Попов отметил, что целью принятия закона является смягчение нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в ЛНР.
«По уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут иметь место случаи, когда предпринимателям наряду с привлечением их к уголовной ответственности за экономические преступления органами предварительного расследования может вменяться в вину совершение иных, более тяжких преступлений. Это приведет к тому, что на них не будут распространяться установленные законодателем дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности», – рассказал он.
Попов проинформировал, что с учетом этого принятым законом усовершенствуются процессуальные нормы, которые регламентируют сроки содержания под стражей и порядок их продления, имеющие общий, а не специальный характер.
«Таким образом, будут усилены гарантии прав на свободу и личную неприкосновенность обвиняемых, в том числе лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, при продлении в отношении них срока содержания под стражей в связи с обвинением в совершении не только экономических, но и других преступлений», – пояснил депутат.
«Принимая во внимание возможные трудности правоприменительной практики, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и решении вопроса, относится ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, к сфере предпринимательской деятельности, в части второй статьи 111 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) ЛНР уточняется, на кого конкретно распространяются установленные данной нормой гарантии в случае совершения преступлений, предусмотренных частями первой-четвертой статьи 172, статьями 173-175, 176-179, 184 и 235 Уголовного кодекса (УК) ЛНР», – отметил он.
Попов уточнил, что «с учетом положений части 3 статьи 22 УПК ЛНР к таким лицам отнесены подозреваемые, обвиняемые в данных преступлениях, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией, либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности».
Депутат добавил, что «изменения в часть 8 статьи 112 УПК ЛНР обусловлены необходимостью исключить факты продления срока содержания под стражей в случае, если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования, в частности, ходатайства мотивируются необходимостью производства тех же следственных действий, для производства которых срок содержания под стражей продлевался ранее».
«В этих целях данная норма, регламентирующая требования к постановлению о возбуждении ходатайства органов предварительного расследования о продлении срока содержания под стражей, а также действия судьи по рассмотрению такого ходатайства, изложена в новой редакции. Так, в соответствии с принятым законом, в постановлении о возбуждении ходатайства надлежит излагать основания и мотивы продления срока содержания под стражей. Если в качестве одного из мотивов в ходатайстве указывается на необходимость производства следственных и иных действий, предусмотренных УПК ЛНР, в постановлении должны быть указаны перечень этих действий и причины, по которым они не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей, а также сведения о произведенных следственных и иных действиях в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания его под стражей», – рассказал он.
Попов отметил, что, кроме того, законодательно закреплено положение о том, что судья по поступившему ходатайству должен принять решение на основании оценки приведенных в нем мотивов, а также с учетом правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности проведения следственных и иных действий.
«В случае отказа в удовлетворении ходатайства о продлении в отношении обвиняемого срока содержания под стражей судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 100 УПК ЛНР, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 102 УПК ЛНР, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста», – уточнил парламентарий.
«Принятие закона будет способствовать повышению качества предварительного расследования, эффективности его организации, соблюдению разумных сроков досудебного производства по уголовному делу. Реализация законодательных нововведений позволит суду усилить контроль за обеспечением конституционных гарантий прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, в том числе по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности», – подчеркнул он.
ГТРК ЛНР