Как страшно умирать в 16 лет,
Как хочется и завтра жить.
Не слезы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята,
В рассвете юношеских лет…
Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Война – 4 года, 1418 дней…
Огромное количество разрушенных и выжженных городов, сёл, деревень. Миллионы погибших, зверски замученных, угнанных в плен взрослых, стариков и детей.
В первых рядах защитников Родины плечом к плечу со взрослыми была и молодежь. Они знали, что такое Родина. Они могли за родных и страну пожертвовать своей жизнью.
Тысячи юных патриотов покидали родные места и уходили на фронт. Другие юноши и девушки готовились к вооружённой защите Отечества в советском тылу.
Краснодон. 20 июля 1942 года. Город сдан врагу. По безлюдным улочкам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой новый порядок.
Бороться! Эта мысль возникла одновременно у многих юношей и девушек, оказавшихся в оккупированном Краснодоне. Но как? У ребят не было ни оружия, ни опыта... Будущие молодогвардейцы начинают действовать в одиночку и маленькими группами. На помощь комсомольцам пришло партийное подполье. С его помощью юные мстители создали подпольную организацию “Молодая гвардия”.
«Молодая гвардия» действовала в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту, сколько можно успеть за три месяца?
Всего неполные три месяца просуществовала молодежная организация.
«Молодая гвардия» - название было предложено Сергеем Тюлениным. Командиром организации стал Иван Туркенич, комиссаром - Олег Кошевой, Иван Земнухов — начальник штаба, Сергей Тюленин — командир самой боевой группы. Позже в штаб были введены Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Подавляющее большинство молодогвардейцев были комсомольцами.
Молодогвардейцы играли всерьез. Верные клятве, они хранили в глубочайшей тайне даже от близких людей все, что касалось их деятельности в «Молодой гвардии». Но дело не только в конспирации – понимая риск и смертельную опасность, которым себя подвергают, они не хотели ставить под удар родных.
Ребята расклеивали листовки, собирали оружие, жгли зерно и отравляли еду, предназначенные оккупантам. В день Октябрьской революции вывесили несколько флагов, сожгли Биржу труда и этим спасли более 2000 человек, отправляемых на работу в Германию. К декабрю 1942 года у молодогвардейцев на складе хранилось изрядное количество оружия и взрывчатки. Они готовились к открытому бою.
Они хотели полностью «скрутить руки врагу», уже до прихода Победоносной Красной Армии, но их неосторожные действия (захват новогоднего обоза с подарками для немцев в декабре 1942 года) повлекли за собой карательные действия.
1 января 1943 года арестовали Виктора Третьякевича, Ивана Земнухова, Евгения Мошкова. Штаб принял решение немедленно покинуть город, а всем молодогвардейцам приказали - не ночевать дома. Связные штаба донесли весть до всех подпольщиков. Среди связных был предатель — Геннадий Почепцов, когда он узнал об арестах, струсил и донес в полицию о существовании подпольной организации.
Но и в тюрьме подпольщики продолжали борьбу, мужественно держась на допросах, до конца оставаясь верными молодогвардейской клятве. Почти все участники краснодонского подполья были казнены.
Казни молодогвардейцев совершались с середины января до февраля 1943 года, партиями измученных комсомольцев сбрасывали в заброшенные угольные шахты.
Многих не удавалось опознать, после того как их тела извлекли родные и близкие, так до неузнаваемости были они изувечены.
Более 50 молодых людей в самом начале жизни погибли после страшных мук, не предав своей идеи, Родины, веры в Победу.
Клянусь:
Назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам на землю эту лягу,
Чем землю эту сдам!
Клянусь, мы будем квиты с врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты следы его побед!
А если я нарушу клятву, что даю
А если вдруг я струшу перед врагом в бою…
Суровой мерой мерьте позор моей вины,
Пусть покарает смертью меня Закон войны!
Администрация музея истории города Первомайска