В частности, в ее опусе речь идет о якобы внесенном предложении создать еще одну подгруппу – по вопросу границы. Однако, таких предложений мы на заседании Контактной группы от господина Кучмы не слышали. Возможно, была такая "домашняя заготовка", но на заседании 16 января она не звучала.
Такую тему долгое время пытался навязать господин Порошенко, и украинская делегация несколько лет действительно ее поднимала. Но поддержки это предложение не нашло по очевидным причинам: откровенные попытки Украины извратить логику Минских соглашений, уйти от предоставления особого статуса Донбассу, получить контроль над границей до политического урегулирования и тем самым окончательно "перекрыть кислород" жителям Донбасса, не могли быть поддержаны ни при каких обстоятельствах.
Комплекс мер по реализации Минских соглашений от 12 февраля 2015 года (приложение № 1 к резолюции Совета безопасности ООН № 2202 (2015), что придает этому документу статус норм Международного права), четко увязывает вопрос границы с полным завершением конфликта в Донбассе:
"9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования ... при условии выполнения пункта № 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней Контактной группы".
То есть, начало обсуждения вопроса границы начинается после выборов, а не наоборот. И одним из условий такого начала является реализация пункта № 11 Комплекса мер, который дает ключевые параметры особого статуса, все правовые аспекты и законодательные механизмы реализации которого должны быть буквально, с точностью до запятой, согласованы с представителями Донбасса в Контактной группе и реализованы Украиной в согласованном виде.
Именно такое понимание подтвердили лидеры нормандской четверки по итогам саммита в Париже 9 декабря 2019 года. В коммюнике саммита четко сказано, что первой задачей должно стать согласование в Контактной группе "всех правовых аспектов особого статуса" для "обеспечения его функционирования на постоянной основе". Таковыми являются разблокирование действия рамочного Закона об особом статусе путем интеграции "формулы Штайнмайера" в уже согласованной (и даже подписанной) в Контактной группе редакции, разработка и согласование актов и соглашений, вытекающих из этого закона и закрепление особого статуса Донбасса в конституции Украины.
Но, судя по заявленному на заседании 16 января 2020 года представителем Украины в подгруппе по вопросам политического урегулирования господином Резниковым откровенному отказу предоставлять письменные позиции Украины по проекту изменений в закон об особом статусе и конституцию, делегация Украины на Минских переговорах не собирается выполнять данные обязательства в части политического урегулирования, которые, согласовав итоговое коммюнике, подтвердил и принял господин Зеленский на встрече в Париже.
Надеемся, они понимают, что в этом случае обсуждение близкого их сердцу вопроса передачи границы не начнется никогда.
Министр иностранных дел ЛНР,
уполномоченный представитель ЛНР на Минских переговорах
Владислав Дейнего